Рекомендации по внедрению геосинтетиков в дорожном строительстве
Какие шаги следует предпринять, чтобы отрасль дорожного хозяйства приняла и освоила тот огромный пласт геосинтетиков, который сегодня существует? У научного сообщества есть ответ и на этот вопрос. По словам замначальника отдела ГНИЦ «Доркачество» Елены Шевчук, начинать необходимо с лабораторных испытаний. «Когда конкретный материал будет испытан в лаборатории, можно будет с уверенностью констатировать его характеристики, точно сказать, «кто есть кто». В этом случае не нужны будут большие затраты на сравнительный анализ на стенде».
Елена Шевчук рекомендует производителям геотекстильных материалов проводить разработку рекомендаций по их использованию либо заказывать соответствующие решения в научных институтах. «Чтобы был результат, производитель не должен продавать продукцию. По сути, она не имеет никакого ощутимого эффекта. Он должен продавать технологию, то есть сам материал и подробное описание, как именно его следует использовать. Ведь от соблюдения регламента по применению зависит очень многое в дорожном строительстве».
Также важна поддержка покупателя на каждом этапе.
- Шеф-монтаж. В период укладки материала на объекте должен присутствовать представитель производителя, чтобы при необходимости скорректировать ход работ и устранить недостатки.
- Контроль эксплуатации. После завершения строительных работ необходимо отслеживать их результаты. Это ляжет в основу нормативной и практической базы по использованию ГС в дорожном строительстве.
По мнению профессора, доцента технических наук Ивана Гамеляка, можно привести тысячи аргументов в пользу того, что что-то новое и неизвестное использовать не стоит. Можно собрать десятки фотографий, где геосинтетик был использован неудачно, и сооружение разрушено преждевременно. Однако в технической среде есть поговорка «Не существует плохих материалов. Есть инженеры, которые их используют неправильно». Ведь даже самый качественный, надежный, дорогой материал, прошедший десятки испытаний и экспертиз, не будет служить полноценно, если технология его применения нарушена.
Исходя из этого, важнейшим шагом по внедрению геосинтетических материалов в дорожное строительство ученые считают передачу клиенту комплексной технологии по их применению и контроль за ее соблюдением.